Что такое Самсара
संसार
Самсара संसार одно из важнейших санскритских понятий в Мирокартине Йогических Прозрений, слагается из двух составляющих –
корня – «ср» означающего движение и,
глагольной приставки – «сам» означающей повторную совместность,
а в соединении с корнем «ср», что данное движение или путешествие, несмотря на кажущееся очевидным перемещение, на самом деле происходит так, что сам путешественник-самсарин всё время остаётся в одном и том же месте – в пространстве-времени-восприятии собственных переживаний, обусловленных сва кармой.
И находясь в этом «месте без жалости» каждый снова и снова, повторно подвергается опыту, приносящему страдания или сразу, или через некоторое время закончившийся страданиями, хоть по началу казавшийся не таким. И это бесконечная повторяемость, кружение существа происходит совместно с Авидьей - Комом обрамляющего его со всех сторон Мрака, скрывающего от существа собственную суть и искажающего восприятие и понимание. Это совместное движение с Не/до/пониманием - Мира и себя в нём, причин и целей своего появления и существования здесь.
Каждый в Самсаре окружён и поглощён своими неповторимыми Авидьями, и блуждает здесь вместе с этими Комами Мрака собственного уникального кармического изготовления, различающимися плотностью и читта-вр.тти начинкой-содержимым, все вместе эти индивидуальные Мраки слагают Майю – Великий Морок или Великое Наваждение, в котором весь Мир верёвку принимает за змею, временное за вечное, сокровенное путает с не-сокровенным, а себя существа принимают за тела и умы.
Это силой Авидьи поддерживается рабство человека, омороченный которой он принимает Себя-Атмана за тело,
и так блуждает /во мраке мраком/ от тела к телу.
Шри Шанкарачарья, Вивекачудамани, 144.
Окружённый Комом Мрака самсарин (и не только человек), страдает и мучается от огромного числа проблем, связанных с тем, что он надеется на изменение болезненных состояний и неприятных ситуаций, продолжая действовать и реагировать прежним образом, тем же способом, который и привёл его к текущему состоянию. Не прекращение (ниродха) или не полная ниродха непригодного способа мышления, речи и действий, вследствие Мрака Авидьи в собственном уме, и является основной причиной продления страданий и повторного возвращения в Самсаре к страданиям одного и того же типа, и именно силой Авидьи существо увековечивает своё пребывания в Самсаре.
Увеличиваются желания, увеличивая корыстную работу на достижения желаемого,
а когда увеличивается такая работа, также увеличиваются и желания, и череде рождений и смертей человека нет конца.
Шри Шанкарачарья, Вивекачудамани, 313.
И происходит совместное с Комом Мрака толчение на одном месте, лишь с видимостью движения, а на самом деле движутся только декорации, расположенные по кругу – места, времена, эпохи, измерения, бесконечности, существа-тела, взаимоотношения и умосостояния, но не Ты – Атман, который Запределен как движению, так и недвижности, и превосходит даже бесконечность бесконечностей. Затемнённые Авидьей существа или не знают, или не верят, или не хотят ни Выяснить Это, ни Поверить в Себя-Атман.
Так продолжается кругопрохождение различных ролей одного и того спектакля, а каждая роль всегда допускает множественные незначимые импровизации, не позволяющие все же выйти за рамки и сцену спектакля, но создающие непохожесть разных проходов одного и того же кругоповторенья.
И вот, или अथ /атха/ - важное слово, которым начинаются многие тексты, как например Йога-сутры, когда начинается изложение чего-то чрезвычайно важного, или вдруг после долгих объяснений, или размышлений, или Дхьян вдруг Понимают, или Обнаруживают Что-то чрезвычайно важное, или для того, чтобы Это случилось произносят – Атха! И вот – смотри, слушай Дорогой!
И вот! Дорогой Самсара -
Это Почти Всё Не Воспринимаемое, и Всё Воспринимаемое как снаружи органами чувств, так и Переживаемое внутри в виде мыслей, ощущений, представлений и всех других читтавр.тти.
Это Всё Воспринимаемое ни Тобой, ни Твоим не является, Ты видишь картину, но Тебя и Твоего на ней нет.
Это Всё, где имеется пространство, время, карма /причинность/, формы и имена, начиная с Нараков /адов/ до Высочайших Сварг /райских миров/ – Брахмалоки и Вайкунтхи, и все, кто в этом живут являются самсаринами начиная со злодеев в Нараках, продолжая нами в виде людей пока находящимися здесь, и заканчивая высочайшими дэвами со Сварг – Брахмой, Нараяной и Шивой, все всё ещё связаны кармой, только разной.
Это Всё имеет такие свойства как подверженность времени, непостоянству, появлению и исчезновению, всё что здесь бы ни приобреталось оно в итоге само собой теряется, кроме Авидьи и Кармы, они сами собой не теряются, а устраняются только Йогой, благодаря которой существо выходит из Самсары «туда где» нет ни пространства, ни времени, ни кармы, ни имен, ни форм к самому себе Запредельному этому всему Атману-Брахману, и так превосходит даже высших Дэвов – Брахму, Нараяну и Шиву.
Даже сотни лакхов Брахм, Нарайян и Шив не сравнятся с расширяющимся Сердцем освобождённого великого Йогина,
поскольку нет пределов такому расширению.
Йога Васиштха, книга 2, раздел «Желание освобождения», глава 17, шл. 50
Не/до/понимание и неприятие всего вышеизложенного является Авидьей /Мраком в уме/, и причинной бытия в Самсаре с накоплением новой Кармы, продлевающей опыт пребывания здесь на разных планах существования.
И вот! Дорогой Йога –
Это все практики и стремления, нацеленные на Уход и Покидание Самсары вместе со всеми её Сваргами и Красотами, и не заинтересованность в достижении даже положения высших Дэвов,
а все практики и стремления, нацеленные на что-либо другое, не являются Йогой.
Очисти и успокой свой ум, и раскрой в нём Атман, и Узнай в Нём Себя, пересеки безграничный океан Самсары,
чьи волны рождение и смерть, и утвердись в Брахмане как собственной истинной сути, и будь Благословлён!
Шри Шанкарачарья, Вивекачудамани, 313.
Да Украсим мы себя таким Успехом!
Ибо это единственный на все времена Успех и лучшее из всех Украшений!