1 / 25
2 / 25
Бастионы Лходзе, Эверест и Ама Даблам
3 / 25
Облачный Конгдэ Ри
4 / 25
Кангтэга и Тамсерку
5 / 25
Ама Даблам или Матерь Богов
6 / 25
Закатный Сфинкс-Кангтэга
7 / 25
Пирамиды
8 / 25
Вечер на Гокьё
9 / 25
Гармония
10 / 25
Кангтэга
11 / 25
Утро у Дингбоче
12 / 25
Облачный край
13 / 25
Гималайские матецеремонии
14 / 25
Ама Даблам
15 / 25
Мир тишины и белых облаков
16 / 25
У подножий Эвереста
17 / 25
Утренние Гималаи
18 / 25
на пути к Эвересту
19 / 25
Эверест и Нуптце
20 / 25
Матецеремония у Эвереста
21 / 25
Гималайские леса утром
22 / 25
Закатный Сонгор
23 / 25
Надвигающаяся буря
24 / 25
На вершинах
25 / 25
Осенняя Кангтэга



 Наставление горакха

о вневременной Йоге для всех существ

 

очерк-воспоминание

 

Место действия: Непал, Национальный парк Сагарматхи (Эвереста), высота 4000 метров над уровнем маны (ума), вход в долину Кангтэги, у можжевелового деревца, 29 мая 2010 года.

В том году у меня было 35-дневное одиночное путешествие по Гималаям, странствия и брождение по тихим местам недоступным для трекеров и туристов, в поисках уединённых мест для практики на разных высотах в разных красотах, где хорошо побыть один на один с Гималаями и принимая Гималаи как Гуру, где обучение происходит жизненными ситуациями и столкновениями с Неожиданным для ума.

В этот день после нескольких часов ходьбы, когда я оказался здесь в этом месте входа к подножию Кангтэги между двумя взгорьями, я увидел, что вход сокрыт облаками и понял, что сегодня меня не приглашают дальше. Поэтому я решил на целый день расположиться здесь у входа, в Преддверии на маленькой полянке под небольшим можжевеловым деревцом, в окружении можжевеловых и рододендроновых кустов.  Было очень тихо, так тихо, что было почти слышно, как облака плывя по самой земле касаются листьев и трутся об воздух, они подступали то ближе, то вновь чуть отдалялись в полном безмолвии этих безлюдных мест. Так продолжалось и продолжалось, длилось и длилось, наплыванья облаков в полной тиши завораживали, приостанавливая мыслевращенья, покой и тишина пропитали и меня – и одежду, и тело, и ум, и вспомнились слова Чжуан-цзы: «где бы мне повстречать человека позабывшего слова, вот с ним я бы с радостью поговорил!»

И вдруг в полной тиши раздалось карканье, и на полянку в нескольких метрах передо мною приземлился горакх, так в Гималаях называют воронов.  Сначала он, важно переваливаясь с лапки на лапку ходил кругом да около, и недоверчиво поглядывал на меня. Я стал кидать ему кешью, миндаль, а потом фисташки и финики, всё он сразу же съедал, и я был рад за него, когда ему ещё придётся попробовать такое! Наверное, горакх тоже был очень рад попасть на такое невиданное для его жизни в Гималаях угощенье.

Он пристально посмотрел на меня, наклонился почистил клюв об землю, и неторопливо сделал несколько шагов ко мне.

gorakh 1

Друг мой, – неожиданно заговорил и начал Наставление горакх изящно повернув ко мне голову, мана или ум, — несомненно, необходим для приобретения мирских знаний, направленных на выживание тела-ума, его благополучие, размножение и достижения счастья, как главных ценностей существования человека или другого существа думающего, что он это и есть тело и ум.

Также мана до времени самораскрытия буддхи необходим и для обретения начальных йогических знаний, по сути своей никак не связанных с проблемами выживания, благополучия, размножения и обретения счастья.  После этого необходим уже не просто мана или ум, состоящий из бесконечно движущихся и сменяющихся вритти - мыслей, желаний, страхов, ощущений, переживаний, представлений, склонностей, верований и убеждений, а раскрытие состояния очищенного от всех этих вритти-мыслевращений.

У людей же развилось пристрастие к наркотику под названием "мана", и под его влиянием вы пытаетесь все подвергать анализу и из всего учиться извлекать выгоду для тела и ума, всё оптимизировать и улучшать; вы думаете, размышляете и делаете простые вещи сложными и запутанными. Необходимо избавиться от этого пристрастия и раскрыть в себе чистое восприятие, лишённое всех вритти-мыслевращений, лишённое всех представлений и концепций, какими бы прекрасными они не казались этому индивидууму!

Например, среди вас ходят много разговоров о любви, и распространены такие утверждения, которые считаются основой многих религий, и высочайшим духовным путём - «Бог есть Любовь» или «Любовь высшая дхарма или религия».

Но, что собой представляют эти утверждения, пристально посмотрев на меня и почесав лапкой голову сказал горакх, как не сочетания слов, основанных на чьих-то представлениях или концепциях, которые ему очень нравились и которые он жаждал навязать другим? А другие с большой охотой готовы принять любые представления или концепции, дающие им внутреннюю опору, утешение и чувство причастности к чему-то великому. В таких случаях обращённый, т.е. последователь концепции счастлив и удовлетворен своим положением последователя данной концепции. Он чувствует себя намного выше других, "заблудших душ, проживающих свои жизни впустую". И в этой позе "просветленного" он счастлив ухватиться за любое красивое сочетание слов, питающее его чувство собственной важности!

И вообще не означает ли слово "любовь" в своей основе некой потребности? Горакх подошёл ближе и внимательно посмотрел на меня.  Я дал ему финик, и он быстро его проглотил, прямо с косточкой, а затем довольный подношением продолжил наставление. Ибо вы любите человека или вещь, которые удовлетворяют вашу потребность. В действительности, любовь между мужчиной и женщиной удовлетворяет их потребность друг в друге, будь то физическая потребность в партнере или же потребность другого рода. Когда человек обнаруживает, что другой больше не удовлетворяет его потребность, "любовь" вначале превращается в равнодушие, а затем, возможно, и в "ненависть". Почему пары, как состоящие, так и не состоящие в браке, так часто меняют партнеров, особенно на Западе? По той простой причине, что они больше не удовлетворяют потребности друг друга, как раньше!

И вот, мой друг, необходимо очистить ум от любых представлений и концепций, не важно возвышенные они или наоборот, от всех вритти, потому как любая вритти является стимулом, и живущий под властью вритти ничем не отличается от марионетки, которая  способна лишь реагировать на стимулы, исходящие от кукловода, живое же существо обладает способностью не только реагировать на стимулы, что обычно и происходит, но и действовать независимо от какого бы то ни было внешнего стимула.  Такие действия и жизнь не затрагиваемые ничем и являются Йогой.

То чистое восприятие буддхи, незамутнённая восприимчивость, о которой я говорю, обретается тогда, мой друг, когда нет реакции на стимулы, и раскрывается восприятие без мыслей, без вмешательства личных наклонностей и устоявшихся взглядов, то есть без вмешательства дживы или индивидуальности. И тогда существо освобождается от наркотика ума, неважно это человек или ворон, ибо в буддхи происходит самораскрытие себя-Атмана! Атман же не является ни человеком, ни вороном, ни чем-либо ещё воспринимаемым или мыслимым. Атман – это То, что даёт Жизнь и человеку, и ворону, и всему остальному ни являясь ни тем, ни другим. Когда поглощён дурманом ума-наркотика думаешь, что ты человек и это звучит гордо, или веришь, что ворон и это звучит для гняни также глупо!

Протрезвей мой друг от дурмана умо-тело-отождествления, переживи на собственном опыте в восприятии без мыслей в буддхи, что всё проявленное в плотной ли, в грубой ли форме есть только лишь проявления Непроявленного, и все эти проявления – то чем ты не являешься, всего лишь аспекты непроявленного запредельного Атмана, коим «ты» и «являешься»!

Раскрытие Этого Запредельного в себе и помощь в Этом другим – это и есмь Истинная помощь, и Окончательное благо, и вневременная Йога для всех существ...

gorakh 2

1 / 25
Орхидеи в джунглях Шивапури
2 / 25
Оазис
3 / 25
Драгоценный лес
4 / 25
Среди рододендроновых светений
5 / 25
Бугенвилия
6 / 25
Орхидеи на яблоне
7 / 25
В елово-рододендроновом лесу
8 / 25
Горные пионы Таврики
9 / 25
Светоч крымских лесов
10 / 25
Подснежные тюльпаны гор Крыма
11 / 25
Подснежники в ледяном лесу
12 / 25
Подснежниковые оазисы
13 / 25
Утро первоцветов
14 / 25
Закатный светоцвет
15 / 25
Подснежниковые леса
16 / 25
Миндальное утро
17 / 25
Облачный полумесяц Табоче
18 / 25
В Гималайских дебрях
19 / 25
Рододендроновый водопад
20 / 25
Здесь цветы встречаются с облаками
21 / 25
Страна Рододендрония
22 / 25
Рододендроновые занавеси
23 / 25
Гималайский як
24 / 25
Горакх - гималайский ворон
25 / 25
Разнорог гималайский